Феи добрые и злые, эльфы, гномы и Баба-яга – они были неотъемлемой частью нашего детства. И хотя по мере взросления мы все больше и больше сомневались в их волшебной силе, пока в конце концов не поняли, что это – просто выдумки, сейчас мы рассказываем о них своим детям. Точно так же, как когда-то рассказали нам…
В гостях у сказки
Вы видели, как маленький ребенок слушает сказку? Как он сочувствует и переживает, как волнуется о судьбе главного героя, который неизбежно попадает в беду и испытывает все мыслимые и немыслимые трудности! И как радуется, когда все эти проблемы оказываются сущими пустяками – стоит лишь взмахнуть волшебной палочкой или надеть заколдованный колпак. Все – можно облегченно вздохнуть и, укрывшись одеялом, спокойно засыпать в полной уверенности, что справедливость торжествует и в мире все хорошо.
Но не напрасно ли мы внушаем ребенку такую уверенность? Может, лучше сразу открыть ему глаза на действительность и сказать, что мир устроен не так просто, как представляется в этих историях? Должен же он знать, что на самом деле надеяться можно только на себя и придется самому всю жизнь преодолевать различные препятствия. Никто ему не поможет, если не складываются отношения с людьми, он не найдет волшебную дудочку, не может прожить дважды прошедший день, исправив в нем все ошибки, и никогда не вернет ушедшего навсегда близкого человека, потому что никакой живой воды не бывает. Это было бы честно с нашей стороны, откровенно и… просто ужасно! Потому что даже нам – взрослым – реалии жизни кажутся иногда слишком жестокими. Порой требуется много времени и сил, чтобы до конца понять и принять смысл невозвратимости. Для ребенка же все это было бы непосильным грузом. Ведь даже его детская действительность бывает слишком сложной, чтобы разобраться. И в этой действительности есть много ситуаций, когда без волшебников ну просто никак не обойтись.
Конечно, со временем ребенок будет уделять все меньшее внимание сказочному миру и все лучше ориентироваться в реальности. А пока он может и должен фантазировать, переживать за сказочных героев и с нетерпением ждать того волшебного момента, когда «и вдруг произошло чудо».
И тут приходит Дед Мороз…
Ему повезло – из всех сказочных персонажей он самый реалистичный. Мало того, что от его имени ежегодно приносятся подарки, так он еще и сам, лично, приходит на каждый новогодний праздник. А еще – сидит в магазинах, беседуя с детьми, и ходит по улицам с волшебным посохом в руках и мешком подарков. У него даже есть почтовый адрес! Как тут не поверить, что Дед Мороз и правда существует! И, конечно, родители правильно делают, что поддерживают веру в него, придавая волшебство самому любимому детскому празднику. Но, пожалуй, все-таки немного преувеличивают.
Во-первых, в том, что слишком уж эксплуатируют бедного старика. Уже в конце осени его образ буквально преследует, будучи размещенным в любом месте, куда только может упасть взгляд ребенка. И всеми силами призывает загадывать желания, которые он в силах осуществить (конечно, для этого малыш должен хотя бы раз произнести свое желание при родителях). И, в конце концов, Дед Мороз так крепко связывается в представлении ребенка с подарками, что, в общем-то, часто ничего, кроме подарков, от него и не ждут.
Второй перегиб в отношении к Деду Морозу – то, что его наделяют такой контролирующей и даже карающей функцией. «Ты был хорошим мальчиком весь этот год?» – спрашивает добрый дедушка перед тем, как вручить подарок. «Если не будешь слушаться, Дед Мороз ничего тебе не принесет», – пытаются привлечь к дисциплине родители. «Чтобы получить подарок, надо рассказать стишок», – убеждают воспитатели. Чувствуют себя дети в такой ситуации, надо отметить, не очень уютно. И вы чувствовали бы себя точно так же, если бы знали, что все ваши промахи отмечаются, запоминаются и суммируются. Опоздали на семейной торжество – минус, не приготовили ужин – минус, неласково разговаривали со свекровью – вообще останетесь без подарка. Нет, всем нам – и детям, и взрослым – нужно знать, что нас любят независимо от того, насколько хорошо мы себя вели. Знать и чувствовать это. И, между прочим, именно это знание и это ощущение действительно делает нас лучше, побуждая совершать добрые поступки.
Верю – не верю
Рано или поздно, а прозрение наступит и в отношении этого доброго старика в красной шубе. Как именно должно это произойти? Многих родителей волнует, что, узнав правду, дети перестанут доверять им, взрослым. Как же лучше поступить – сказать все, как есть, самим или ждать, когда ребенок обо всем догадается, найдя однажды в комнате родителей то, что потом обнаружит в волшебном мешке? Многие дети узнают обо всем раньше, чем родители примут свое решение, – от старших братьев или более прогрессивных и реалистичных друзей по детскому саду. И тогда уже им самим приходится делать выбор – верить или не верить. Кто-то действительно разочаровывается, поняв, что его столько раз обманывали, кто-то относится к этому абсолютно спокойно, а кто-то… все равно продолжает верить, что с боем новогодних курантов происходят чудеса. Но большинство людей доходят до этого открытия самостоятельно и постепенно – тогда, когда начинают осознавать вообще границы реальности. И никаких особых переживаний это не доставляет – они просто приобщаются к миру людей, включенных в одну игру. Продолжайте покупать подарки и обсуждать с ребенком украшения для елки, шить карнавальные костюмы и готовить сюрпризы. Продолжайте доказывать, что праздник – это не только материальные дары, – это еще и особые отношения, и радостная атмосфера, и что-то совсем неуловимое – сказочное и чудесное, хоть и вполне реальное. Ваши старания не пройдут даром: ребенок на всю жизнь усвоит, как сделать жизнь приятнее, а праздник – веселее, и обязательно осчастливит с помощью этих знаний своих собственных детей.
Если же в один прекрасный день милое дитя подходит и, доверчиво глядя вам прямо в глаза, спрашивает: «Скажи, Дед Мороз бывает или нет?», то отвечать все-таки придется. Но не бойтесь этого вопроса, ведь никто не прижимает вас к стене, требуя однозначного «да» или «нет». Подумайте, что чувствует малыш и какого ответа он ждет. Вполне возможно, что его интересует совсем не факт существования волшебника как такового – он просто хочет поговорить о своем, о детском. Отвечайте в соответствии с возрастом, желаниями и настроением малыша. Впрочем, даже если ребенок настаивает на том, чтобы услышать всю правду, какой бы страшной она ни была, все равно можно уклониться, предоставив ему свободу для воображения. С одной стороны, никакого обмана («Трудно сказать, есть он или нет, ведь так много людей во всем мире в него верят»), с другой – сохранение тайны, волшебства. Франсуаза Дольто, французский психолог, считала, что такие ответы способствуют умению креативно мыслить.
Когда же сказать правду?
Примерно к школьному возрасту ребенок должен узнать про Деда Мороза правду. Но праздника это не испортит! Детям младше 6 лет Дед Мороз еще очень нужен – так же как фея с волшебной палочкой, добрые и злые волшебники, ковры-самолеты. Ведь именно сказочные персонажи и волшебные предметы помогают малышам понять реальный мир, подготовиться ко всем его сложностям и научиться в нем жить. У Деда Мороза есть конкретная задача – убедить ребенка в доброте мира и научить делать хорошие дела самостоятельно. Послушно ты вел себя или не очень, научился рассказывать стихи громко или нет – все равно заслуживаешь подарка и праздника, доброго отношения. Конечно, такую уверенность вселяют и родители, но Дед Мороз – выражение доброты вообще, в масштабе всей окружающей действительности. Наверное, поэтому дети сильно переживают, узнав тайну его несуществования слишком рано. В шесть лет ребенок умеет управлять эмоциями и строить отношения с окружающими. Ему уже не нужна волшебная поддержка – он готов принимать мир таким, какой он есть. Самое время попрощаться с Дедом Морозом.
Бывает, что вера в Деда Мороза – признак инфантильности. И это тоже вина взрослых. Слишком много заботы, слишком мало стимулов для роста. Это, конечно, надо менять, и чем быстрее, тем лучше.
Дед Мороз уходит, праздник остается!
В идеале, когда понимание реальности происходит постепенно, никаких драм не возникает. Но все-таки в год расставания с Дедом Морозом уделите чуть больше внимания и празднику, и самому ребенку. Расскажите поподробнее, как возник праздник и его традиции, как у разных народов зовут главного праздничного волшебника. Больше гуляйте по предновогодним улицам, погружаясь в праздничную атмосферу. Купите открытки, сувениры, украшения для стола, вместе с ребенком решите, кому и что подарите, какие сделаете поздравления. Если в семье есть младший брат или сестра, обсудите со старшим, как Дед Мороз (для них-то он еще существует) будет поздравлять их. И, обязательно успокойте ребенка в том, что касается подарков и развлечений. Главное − не переборщите с сочувствием. Часто родители переживают гораздо больше детей. «Дети уже в первом классе знали, что Деда Мороза нет. Восприняли они это довольно спокойно. Зато мне было грустно. Я вспоминала, как мы подкладывали подарки под елку, какие проделывали трюки, чтобы остаться незамеченными. А теперь ничего этого не будет. «Давайте Дед Мороз походит к нам еще несколько лет, в виде исключения», − пошутили дети. Сейчас мы так и делаем».
Кстати, дети, к которым приходил Дед Мороз − который никогда не забывал подарки и долгое время не заставлял в себе сомневаться, − никогда не расстанутся с ним окончательно и бесповоротно. Они усвоили все волшебные приемы и с малолетства выступают как его достойные ученики. Делают сюрпризы, готовят розыгрыши и вообще знают, что это такое – дарить людям добро. «Мама, не покупай мне большой подарок. Купи маленький, а еще один – Маше, соседке по парте. Ее родители лежат в больнице после аварии», − просит семилетний Женя. Ну разве это не чудо? Конечно, чудо. У Деда Мороза научился.
Особые случаи
Фантазирование – важная часть жизни ребенка. Но именно часть, а не вся жизнь. И случаи, когда фантазиям и сказкам уделяется настолько большое место, что реальность вытесняется практически полностью, требуют внимательного отношения. Не пропустите признаки этого.
Отсутствие чувства реальности. Ребенок наделяет себя и других какими-либо качествами и ведет себя в соответствии с тем, что он придумал, не выходя ни на миг из этого состояния. Четырехлетний Саша боялся соседку, потому что та всегда делала замечания и громко смеялась. Он отправил ее в лес к злым маленьким человечкам и… просто перестал замечать, когда сталкивался с ней во дворе. «Это не она, она в лесу, а с этой тетей я здороваться не буду», – говорил он маме.
Ребенок получает от процесса погружения в сказочный мир такое удовольствие, какое не дает ему ничто из мира настоящего. Он может слушать сказки бесконечно, а, едва научившись читать, не поднимает головы от книг. Часто родители бывают даже рады такой любознательности и только потом замечают, что, кроме чтения, ребенок не занимается вообще ничем.
Сужение круга общения и отсутствие интереса к общедетским развлечениям и играм. По большому счету, у ребенка можно заметить негативное отношение к окружающим. Он не проявляет это в агрессивности, но старательно избегает ситуаций общения.
Причины такого увлечения в том, что ребенка не устраивает окружающая действительность. Он не чувствует себя хорошо в семье, не может наладить отношения со своими ровесниками – так или иначе, его придуманный мир оказывается лучше, чем настоящий. И задача родителей – понять, что происходит. Что нужно ребенку, чего не хватает ему в реальности и какие проблемы решает он, придумывая сказку наяву. И, конечно, сделать так, чтобы он нашел все это – любовь, поддержку, заботу, дружбу. Чтобы чувствовал себя счастливым просто так, каждый день, а не по взмаху волшебной палочки.
Психолог Светална Иевлева,
журнал "Счастливые родители" №№ 96, 143
По материалам интернет-версии журнала
- Подпись автора