Уже при упоминании слов "приказ", "запрет", "наказание", "награда" у многих из нас невольно возникает чувство неприятия. Они скорее ассоциируются с дрессировкой, чем с воспитанием, поэтому нам кажется, что регулярное использование этих методов по отношению к детям не достойно современных родителей. Но следует разобраться, для чего существуют в жизни приказы и запреты, какую функцию исполняют наказания и награды, как и когда их применять, чтобы они не ранили, а действительно конструктивно влияли на воспитание ребенка.
Методы воспитания
Многие годы большинство родителей в воспитании придерживались принципа неограниченной активности ребенка. Считалось, что это способствует более полному познанию мира и дает возможность свободному экспериментированию. Система вошла в педагогику под названием воспитание без стресса. Но сегодня многие педагоги возвращаются к консервативным методам, основой которых служит дисциплина. Существуют осознанные границы того, что можно и даже нужно делать, и того, что делать нельзя или запрещено. Именно такой подход вселяет в ребенка ощущение уверенности, помогает постигать мир и облегчает жизнь.
Слишком много приказов
Самая распространенная ошибка родителей - это чрезмерное "раздувание" списка всевозможных запретов и приказов, а также непоследовательность взысканий. Часто родители говорят "нет" для профилактики - это оберегает их покой и освобождает от ответственности за возможный результат. Для ребенка подчиняемого и малоактивного это приказ, не подлежащий обсуждению, малыш активный и независимый не позволит собой командовать. Он все равно сделает по-своему, обманет родителей или будет явно бунтовать против таких необоснованных требований.
Метод кнута и пряника
Использование системы наград и наказаний распространено повсеместно - дома, в школе, на работе - и относится как к детям, так и взрослым. Считается, что стремление избежать наказания и получить награду - естественный метод достижения желаемой модели поведения. Его эффективность многократно была проверена экспериментальными научными исследованиями. В результате многолетней работы ученые пришли к выводу, что наиболее действенная педагогическая система та, при которой применяются награды и наказания, но наград значительно больше, чем наказаний, а наказания довольно мягкие. Более слабые результаты достигаются при применении исключительно наград. А наименее эффективной оказалась система одних лишь наказаний. По иронии судьбы, именно эта система наиболее популярна при воспитании детей. Также замечено, что эффективность наказания зависит от отношения наказанного к наказывающему. Если в повседневной жизни наказывающий человек пользуется уважением и любовью, то можно рассчитывать на высокую результативность применяемого им наказания. Но если наказывающий чаще всего вызывает враждебное отношение к себе, эффекта от наказания не будет.
Хвалить или вознаграждать материально?
Казалось бы, нет ничего проще, чем наградить. Обе стороны довольны: та, которая это заслужила, и та, которая это заметила и оценила. Но, как ни странно, родители часто очень неохотно признают достижения ребенка. Это происходит по многим причинам. По мнению родителей, малыш обязан вести себя хорошо и без похвал. Сами награды считаются подозрительными - многие взрослые думают, что таким образом они покупают хорошее поведение ребенка. Но награда очень важна, будь то улыбка, слова одобрения или что-то более конкретное: книга, деньги на кино и т. д. Вопреки потребительски настроенному окружающему миру, со временем малыш все больше начинает ценить нематериальные награды. Ничто так не мобилизует его стремления стать лучше, как искреннее восхищение родителей, признание его заслуг или слова одобрения. Хороших слов никогда не бывает много, но нужно научиться ими пользоваться так, чтобы они не стали избитыми фразами. Для этого можно взять на вооружение стратегию описания наиболее достойных похвалы поступков ребенка. Например: "Я вижу, все книжки стоят ровно на полке, все игрушки сложены в ящик, карандаши в коробке и кровать аккуратно застелена. Как приятно входить в твою комнату!" Если малыш будет часто слышать эту фразу (сказанную без сарказма), то вскоре он поверит в собственную чистоплотность и любовь к порядку, что, конечно, повлияет на его дальнейшее поведение. Таким методом мы достигнем значительно большего эффекта, чем если будем ругать его за беспорядок.
Многие родители, удовлетворенные поведением своих чад, что-то им дают: конфеты, мороженое, деньги, книги. Педагоги считают, что нематериальные награды более действенны, но и материальные, тем не менее, хороши, если придерживаться определенных условий. Важно, чтобы ребенок получал награду после проявления хорошего поведения; если мы награждаем его авансом, то тогда просто покупаем дальнейшие поступки. Это очень деморализует малыша и рождает в нем твердую уверенность, что можно приобрести что-то за что-то.
Правильно наказывать
Как учит педагогический опыт, наказания в процессе воспитания также играют важную роль. Но оказывается, что разумное использование наказаний встречается очень редко. Самое простое и самое популярное из них, известное испокон веков, - это битье. Независимо от того, какими аргументами оно вызвано, можно сразу сказать, что данный метод - наиболее неэффективный. В результате ребенок изменяет свое поведение на очень короткое время. Он подчиняется воле родителей, потому что не хочет быть битым, часто даже не понимая причин и не замечая за собой нарушения правил. Он не анализирует собственное поведение и достигает необходимого результата с помощью обмана родителей или неискренних обещаний. Если рядом с ним нет родителей, для ребенка не существует ни единого повода вести себя хорошо. Обычно переход пап или мам к физическому воздействию происходит, когда они теряют контроль над собственными эмоциями и поведением (злость, ярость, крайнее бессилие), и служит прежде всего для снятия их нервного напряжения. Как правило, такое наказание неадекватно вине ребенка. Малыш чувствует себя оскорбленным и униженным, а родителей мучит чувство вины. Обе стороны начинают избегать друг друга. Ребенок ощущает страх в присутствии старших, становится молчаливым или даже старается убежать, потому что плохо переносит возникшую атмосферу. Существует целый список других форм наказаний: можно ребенка чего-то лишить, изолировать в комнате или раскритиковать. Самый простой метод, который используют не особо изобретательные родители - запрет смотреть телевизор. Очень эффективен метод "естественного наказания": ребенок сам видит и анализирует результаты своего недостойного поведения. Например: "Ты сегодня очень поздно встал, поэтому придешь только на второй урок и сам объяснишь учителю, почему ты опоздал". Родители неохотно используют этот метод, потому что очень плохо переносят расстроенный и грустный вид своих детей. Обычно все заканчивается заступничеством и изобретением выхода из положения. В результате ребенок не видит связи между своим неправильным поведением и последствиями.
Будьте точны и последовательны
Больше всего дети не любят ограничений. Родители оскорбляют их своими фразами типа "Ну что за бестолочь! Неужели хоть раз ты не можешь сделать как надо?" Чтобы не обидеть ребенка, мамам и папам следует отказаться от отрицательных эпитетов и надоедливых моралей. Достаточно просто описать проблему: "По всей твоей комнате разбросаны кубики, о них можно споткнуться и упасть". Можно выразить свое отношение к беспорядку: "Я очень нервничаю, когда не могу подойти и открыть окно, потому что боюсь, что зацеплюсь за что-то и упаду". Главное условие подобных фраз - они должны быть конкретными: меньше пустых слов, больше точных пожеланий.
Более или менее установленная система наград и наказаний существует в каждой семье. Но не следует переоценивать ее значение. Для любого ребенка важнее всех кодексов и законов поведения любовь и уважение к нему, а также личный пример родителей.
По материалам источника
- Подпись автора
После магической фразы "ПОРА СПАТЬ" на детей нападает сушняк, голод и они хотят писать.)